Гештальт-лекторийЛекция из Гештальт-Лектория: 2.
Жан Мари Робин.
Лекция.
20-я конференция МГИ.
Москва.
2011.
О тексте Данный текст является «сырой» транскрибированной версией данного аудио. Создан с использованием автоматизированных инструментов расшифровки, поэтому возможны неточности и ошибки. Текст предназначен исключительно для общего ознакомления с содержанием аудиозаписи и не заменяет оригинальное выступление. Обработанную с помощью ИИ лекцию вы можете прочитать по ссылке 2.
Жан Мари Робин.
Лекция.
20-я конференция МГИ.
Москва.
2011.
В последнее время социальные изменения начинают проявляться.
Это значит, что социальные изменения начинаются.
Я бы хотел с вами сделать такой проект и поделиться с вами какими-то видами вовлечения.
Вопросы социальные или типы режимов, которые мы начинаем, которые мы проводим с нашими пациентами.
Как мы сейчас сами физико-социально и на нас вопросили терапию социально?
Когда мы говорим о социальной, когда мы говорим о социальной, то это не значит, что мы говорим о социальной.
Это не значит, что мы говорим о социальной, это значит, что мы говорим о социальной.
Мне кажется, если я говорю, что я делаю, я хочу сказать, что это было бы интересным.
У меня есть вопрос, что вы считаете, что я не могу ответить на ваши вопросы?
Я думаю, что вы считаете, что я не могу ответить на ваши вопросы?
La m?moire du patientelle, les traumas, o? est-ce qu'elle les invente?Un patient, ?a veut dire le trauma, il invente ou il tait?
Un patient est-il victime de son trauma ou il est victime de sa mani?re de se souvenir?
Est-ce que les ?motions peuvent ?tre r?fl?chies?
Si elles peuvent ?tre r?fl?chies, ?a veut dire qu'elles peuvent ?tre stock?es.
Si on veut les stocker, est-ce qu'? ce moment-l?, on peut faire l'?conomie de nous servir sur le concept d'un monsieur?
Cr?e notre conception de la temporalit?.
Dans notre conception de la temporalit?, est-ce que ?a a de la coh?rence de parler en termes de r?gression?
Est-ce que la r?gression, elle existe ou est-ce que c'est une construction de la r?alit??
Comment est-ce que je peux concilier une approche globale et une th?orie des polarit?s?
Toutes les croyances v?hicul?es par les individus v?hiculent leur r?alit?.
Et ces r?alit?s sont maintenues au travers de l'interaction sociale
qui viennent confirmer les croyances qui prennent ainsi leur sauce dans le social.
Cela vaut pour l'homme de la rue, cela vaut pour nos patients et cela vaut aussi pour nous psychoth?rapeutes
qui maintenons nos pr?jug?s, qui maintenons nos croyances au travers de nos interactions, au travers de nos journ?es d'?tudes, nos conf?rences et aussi de nos publications.
Ces mots et ces repr?sentations, nous avons ?t? construits dans la relation.
Mais ils n'ont pas seulement ?t? construits dans la relation.
Ils le sont au moment o? ils sont prononc?s.
Ils sont construits dans la relation avec l'interlocuteur.
Cela vous donne une autre conception du champ dont nous avons parl? maintenant. Cela vous donne une autre conception du monde, c'est une autre conception du monde, de la rencontre et de la relation humaine.
C'est un autre projet, un autre projet de soci?t?.
Je dirais m?me un autre projet politique, puisque nous agissons dans le lien, dans l'influence mutuelle, l'interd?pendance et la solidarit? et la construction jointe.
C'est ?a dont je veux parler maintenant.
Donc je crois que la succession des contacts ?tablis entre le th?rapeute et son client et leur organisation de la relation, quel que soit l'approche utilis?e, ?a contribue ? mod?liser les rapports sociaux et l'inscription des clients dans le tissu social.
Les moyens utilis?s pour le monde d?finissent le champ.
J'ai fait une fois, apr?s les d?buts des ann?es 80, de d?couvrir un livre ?crit par James Hillman, un psychanalyste am?ricain.
Cet ouvrage am?ricain pourrait traduire ce que j'appellerais une forme de sociologie.
Nous avons derri?re nous 100 ann?es de psychoth?rapie et le monde va plus mal.
Donc il semblerait que la gestalterapie ne soit pas la seule ? avoir un impact limit?.
Потому что я считаю, что такая психотерапия в частности
создавала что-то вроде искусственного невроза,
увеличивая развитие функции Я.
Что ты хочешь? Что ты чувствуешь? Что ты делаешь?
О чем ты беспокоишься?
Эти интеррогации, повторяющиеся на обращении к пациенту,
на его самом,
он становится монахом самого себя.
И в этом эготистическом неврозе,
который, по Фрому,
будет симметричным,
который является неврозом, созданным психоанализом,
который называется неврозом трансфера,
который также является продуктом терапевтической ситуацияции,
но инструментом работы.
Но этот инструмент работы, если он не нужен,
чтобы продвигать эволюцию,
изменения,
также может являться ограничением этого подхода.
Потому что, например, психоанализ,
в чем заключается сложность,
это растворить, убрать этот перенос.
Также, как для гештатотерапии,
может быть трудно растворить вот этот вот
абсолютный, эготический невроз.
Вы это знаете?
Ну, конечно, да.
Мне не кажется, почему прервали преждевременно гештатерапию.
До того, как они убрали или растворили вот этот
эготический невроз,
который остается зафиксированным в этой стадии,
я люблю только то, что хорошо для меня.
В результате, что чувство, которое я чувствую,
не любовь, не солидарность, не револьверность.
Есть американский философ,
я забыла, его зовут Кристофер Лаш,
он написал книгу,
я только что узнала, что она тут переведена на русский,
и он называется «Культура и наркотики».
И также подстреливает «Ветинг Лаза».
Главные союзниками человека 20-го века
в его борьбе за достижение равновесия
являются ни священники,
ни проповедники самостоятельности,
ни магнаты и промышленники,
ни капитан Дайвстрии.
Это терапевты.
Люди, которые еще говорят,
даже когда терапевты говорят о необходимости любви,
о значимости смысла,
они определяют все эти понятия
только потребностями, эффективными потребностями больного.
И они едва ли думают
о том, как способствовать тому, чтобы клиент
подчинять своим интересам,
своим интересам, интересам кого-то.
Кому-то подчинять.
Какой-то традиции, извлечь мудрость,
вне меня самому, моего дорогого «я».
Любовь в том качестве, как лишение себя
или какое-то пожертвование собой,
и значение, и смысл в том же самом смысле,
это не подчинять чему-то.
Вот эта сублемация,
которая кажется,
выступает впечатлением терапевта,
и ему кажется, как что-то невыносимое,
как оскорбление его здравого смысла,
и риск для здоровья, для комфорта, для вида.
Освободить человечество,
освободить человека от таких устарелых понятий,
как любовь и долг,
это является миссией психотерапии,
которая передавает прием.
И в частности, учеников и популяризаторов,
для которых умственная здоровье — это удовлетворение запретов и удовлетворение потребностей.
Получается, что он делает очень грубую критик.
Грубую критику.
Число употреблений.
И гуманизм, который исповедуют некоторые гештартерапевты,
можно тоже рассматривать как один из вид или какое-то новое из преображений индивидуализма.
Ферст очень много упрекали за его знаменитую, которую все знают, молитву гештарту.
То есть, некоторую молитву мы рассматриваем,
как яготический манифест.
Я да я, ты да ты.
Я пришел в этот мир не для реализации твоих ожиданий.
Ты пришел в этот мир для того, чтобы реализовать мои ожидания.
Если мы встретились, это хорошо.
А если нет, значит, мы ничего даже не можем сделать.
Конечно, сегодня можно смотреть с иронией на этот безмышленный негативизм,
если мы его ставим, рассматриваем в нашем социально-культурном современном контексте.
И некоторые авторы подчеркнули,
что тот контекст, в котором Ферст сформулировал свою молитву,
то есть, американское общество 60-х годов,
люди не углевались отделиться от этой принадлежности, которая очень плохо функционировала.
Соответственно, эти подтверждения принимали целебный характер.
А в сегодняшнем обществе, в котором постоянно предлагают идти собственным путем,
заботиться о себе,
это ценности, которые очень хорошо установлены,
которые рекламировались продавцами и в развитии.
Я ни в коем случае не хочу сейчас отрицать потребности индивидуализации, индивидуализации,
и даже не хочу отрицать эгоизм, который иногда очень нужен.
Но мне кажется, что каждый человек должен построить этот сложный равновесие
между своей потребностью идентификации, индивидуализации и своей потребности социальности.
Патология человеческого опыта — это формы провала, провала диалектики между двумя такими противоположными потребностями.
Такие люди предпочли направление и эмпатию раздел только в сторону дистанционирующей.
В ущерб принадлежности.
Второе изюминное — это снятие всякого чувства обязательства.
Нам нужно понимать, что с нами происходит.
Нет ничего более ужасающе, чем оказаться без смысла.
Это даже входит в определение страха.
И соответственно, нет ничего более успокаивающего, чем получить ответ.
Самый причинно-следственный ответ, он самый доступный, самый легкий.
И разные терапии предлагают нам разные причины, которые нас успокаивают, которые нам безопасны.
Мы будем искать причины в личной истории, в детской сексуальности,
в генограммах, в том, что передается через поколение, в структурах взаимодействия,
в языке, в коммуникации, в генах, в эроготе, в наследие,
в личных, социальных травматизациях.
Все это успокаивает.
Мне кажется, что очень важно связывать то, что позитивно, и то, что социополитично.
Фройд раскрыл этот дилемма в своей книге «Дискомфорт культуры».
Дилемма между людьми на одной стороне и сообществом на другой.
Реинкомпатиблитет потребностей индивидуальных и обязательств социальных.
Где Фройд пришел к тому выводу, что мы обязательно должны адаптировать биологию наших потребностей
к требованиям сообщества.
И поэтому интроекция становилась характерной.
Она позволяла выделить, поглотить в себя социальные правила и сделать их сверх «я».
Но в то же самое время, в одном из письм своих друзей,
тот же Ферст написал в своем дневнике что-то противоречившее тому, что он говорил,
и для чего он будет жить.
Нам нужно оставить свою лед.
Нарушать правила, жертвовать, предавать,
вести себя как художник,
который покупает свои кисточки, свои картины на деньги, которые жена его сохранила для семьи,
или который сжигает свои деньги, для того чтобы согреть тот зал, в котором позировать его модель.
И получается, что без какой-то криминальности
нет настоящей реакции.
Получается, что другая программа.
И с этой позиции Ферст предлагает несколько рассказов.
Первая позиция, которую вы все знаете, — это его концепция агрессивности.
Агрессивность необходима для
...pour la d?structuration
et la structuration
qui permet la survie
et la croissance
et l'existence.
Je suis pour renouveler
les pr?occupations
et le conflit.
La deuxi?me r?ponse de Perce,
c'est le fait de poser
l'organisme et l'environnement
comme ins?parables.
Et donc toute situation
devient une fonction
de ce rapport compositionnel.
Et donc plus une alternative
privil?giera
ou privil?giera d'autres.
Et la troisi?me r?ponse de Perce,
c'est justement
? la fronti?re
que peut se d?ployer
la gestion cr?ateur.
Qui est une alternative
au dilemme pos? par Perce,
en termes de soit
de r?pression-recrutement
ou bien sublimation.
Je crois que la gestation th?rapie
dispose d'un outil exceptionnel.
Et je suis frapp?
qu'aucune psychoth?rapie
n'a cette capacit?
de mettre en ?uvre
les trois modalit?s d'action
en m?me temps.
Le premier axe de travail
de la gestation th?rapie,
je crois que c'est
la d?struction identitaire.
Et la r?humanisation.
Alors c'est vrai que
la gestation th?rapie
n'est pas la seule m?thode
? se pr?occuper de ?a.
Mais sa r?f?rence
? l'unit? de l'exp?rience,
ainsi que le travail
? la conscience imm?diate,
tout l'appareil th?orique,
contribue ? donner
une force particuli?re
? notre m?thode.
Je n'insiste pas sur ce premier axe.
Le deuxi?me axe,
c'est le fait de poser
l'acc?s au monde v?cu
d'autrui.
Dans son mode particulier
d'implication.
Par son d?voilement,
le gestation th?rapeute
appara?t aux yeux de son client,
ce qui l'am?ne ce dernier
? le constituer
en tant qu'autre.
Le client apprend
? faire exister un autre,
? se pr?occuper
de l'alt?rit?.
Il apprend comment
se pr?occuper
de l'alt?rit?.
L'alt?rit? radicale.
Et le troisi?me niveau
dans lequel la gestation th?rapie
travaille,
la relation intersubjective,
le lien d'appartenance.
C'est-?-dire que
ce travail sur la reconnaissance
et la conscience
de l'existence d'autrui,
?a permet la recomposition
de la distance intersubjective
et on va pouvoir travailler
sur les flux et reflux
de la relation.
D'accord.
Donc je vais terminer
la prochaine.
Donc je disais
que je crois qu'une des caract?ristiques
de la gestation th?rapie,
c'est de pouvoir travailler
simultan?ment
sur les trois niveaux.
Bien s?r, suivant les phases
du travail,
certaines choses vont ?tre privil?gi?es
plut?t que d'autres.
Mais les trois sont pr?sents tout le temps.
J'aurais voulu vous parler
de l'analogie hyperperth?e
et la r?duction du social
au psychologique.
J'aurais voulu vous parler aussi
de la reconnaissance.
Mais le temps est limit?.
Donc je termine.
En conclusion, je dirais
que la gestation th?rapie
n'a pas de racines.
Elle a un r?seau.
C'est-?-dire une sorte
d'arborescence souterraine
qui ne hi?rarchise pas
les influences
mais ouvre ? la complexit?.
Elle n'est pas psychanalytique.
Elle n'est pas ph?nom?nologique.
Elle n'est pas reichienne.
Elle n'est pas une branche du pragmatisme
de la gestation psychologie.
Elle n'est m?me pas une synth?se
harmonieuse de toutes ces semences.
Elle est une dialectique.
Elle est une tension
de toutes ces forces-l?.
M?me si notre pratique
se d?veloppe essentiellement
dans la rencontre singuli?re
entre un gestation th?rapeute
et son client,
le proc?d? politique
et psychosocial de la gestation th?rapie
peut ?tre incarn?
? chaque minute du travail
dont le contact est le futur imm?diat.
Le travail peut se r?tablir
? chaque minute de notre travail
dans le futur imm?diat.
Le geste th?rapeutique r?side
en danse ? autant d'importance
que le caract?re d?lib?r?.
L'inconscient a autant d'importance
que le conscient.
Le conflit et l'agressivit?
ont autant d'importance
que l'amour et la tendresse.
Et la sexualit? pr?g?nitale
a autant d'importance
que la sexualit? g?nitale.
Et la fausse dichotomie
individu-soci?t?
ne peut pas ?tre concevable.
Certes, la complexit?
de la situation th?rapeutique
nous am?ne ? choisir
certaines modalit?s de travail
alors que les professionnels
de l'intervention sociale
en choisissent d'autres.
Mais toute notre philosophie,
toute notre pratique
et notre m?thodologie
se doit d'avoir en vue
le contact entre l'humain
et le monde
pour que soit prolong?e
dans la quotidiennit?
le soutien, l'appartenance,
la solidarit?
qui ont r?sid? ? la constitution
de la relation th?rapeutique.
Merci de votre attention.Еженедельная психологическая онлайн-группа. Длительность встречи 1 час 30 минут. Открыта запись в группы: вторник 9:00, 16:00, 19:00; среда 15:00. Старт с сентября 2025
|
![]() |