Гештальт-лекторийЛекция из Гештальт-Лектория: 5.
Моховиков Александр.
Жизнь сообщества.
20-я конференция МГИ.
Москва.
2011.
О тексте Данный текст является «сырой» транскрибированной версией данного аудио. Создан с использованием автоматизированных инструментов расшифровки, поэтому возможны неточности и ошибки. Текст предназначен исключительно для общего ознакомления с содержанием аудиозаписи и не заменяет оригинальное выступление. Обработанную с помощью ИИ лекцию вы можете прочитать по ссылке 5.
Моховиков Александр.
Жизнь сообщества.
20-я конференция МГИ.
Москва.
2011.
Отлично. Микрофоны включены. Значит, можно как-то начинать этот день. Я поздравляю вас с субботой. Хороший день. Солнце где-то проглядывает. И сегодня в группе смерти открывается лекция замечательного человека, алисита Саши Маховикова, председателя профессионального совета украинского. Ну, и как просто вот такого замечательного, очень любимого нашего члена. И лекция, которую Саша прочтет, будет посвящена жизни сообщества, жизни в сообществе и в целом его особенностей. Удачи! Кто куда-то бегает. Доброе утро. Свою лекцию, которую представил Денис, я хотел бы назвать следующим образом «Жизнь психотерапевтического сообщества, аномия и творческое приспособление». Жизнь психотерапевтического сообщества представляет собой достаточно сложный процесс, в котором, соответственно, выделяются как достаточно стабильные периоды, когда сообщество растет и развивается, так, соответственно, и периоды достаточно бурных перемен, которые можно отнести к разряду кризисов психотерапевтических сообществ. Поскольку сообщество психотерапевтов существует уже более ста лет, то, например, на истории психоаналитического сообщества, в общем, эти кризисы хорошо видны и даже соответствующими авторами вполне неплохо описаны. Я хотел бы взглянуть на жизнь сообщества как раз с точки зрения того, как оно сталкивается и преодолевает состояние кризиса, какие в рамках этого кризиса возникают сложности для тех, собственно, кто составляет психотерапевтическое сообщество, какие возможные ресурсы в преодолевании кризиса, потому что любой кризис, он, в общем, не только чему-то угрожает, а, в общем, всегда содержит обязательное творческое начало, и благодаря преодолению кризиса и человеку, и сообществу выходит на какое-то новое, более совершенное уровень развития. И поговорить о том, собственно, как, может быть, каждый из нас сталкивается с вот этими конкретными проявлениями, кризисными проявлениями, ну, в той, собственно, работе в тех регионах, в тех сообществах, которым, соответственно, принадлежит. В свое время Рем Крепетивская говорила о том, что председатель писал о том, что профессиональное сообщество, в частности, перечитает сообщество, является процессом своего собственного формирования. И с точки зрения гештайльт-подхода на психотерапевтическое сообщество, гештайльт-сообщество можно взглянуть как на такой процесс, достаточно полевой процесс, в котором, в общем, можно выделить три основных процесса, из которого, соответственно, жизнь гештайльт-психотерапевтического сообщества состоит. И эти три процесса, они вполне представляют такую динамическую, что ли, концепцию сообщества. Но одновременно каждый из нас с вами существует в трех процессах, если мы являемся членами психотерапевтического сообщества. Это процесс учебный, если мы, соответственно, способствуем тому, чтобы плодились и появлялись новые гештайльт-терапевты. Это процесс терапевтический, если мы, соответственно, занимаемся терапевтической деятельностью. И, соответственно, третий достаточно важный процесс – это процесс периганий. Каждый из этих процессов имеет свои ценности, свои нормы, свои стандарты. Внутри каждого из этих процессов случаются, соответственно, свои противоречия, и каждый из них трех терапевтический, периганный, учебный взаимовлияют и взаимодействуют друг на друга. Учебный процесс. Учебный процесс, он, естественно, отличается своими определенными специфическими особенностями по сравнению с академическим учебным процессом. Понятное дело, способ того, как мы обучаем наших студентов, скорее относится к способу экспериментальному, то есть основанному на опыте. Но стандарты, нормы, ценности обучения, они, в общем, остаются все теми теми же. И, соответственно, есть знаменитая процедура сертификации, соответственно, нет процесс, в рамках которого можно оценить полученные знания и навыки у наших студентов. Если посмотреть на природу учебного процесса, то этот процесс, безусловно, является процессом удовлетворения нарциссической потребности и является процессом нарциссическим. Ну и, естественно, поскольку он является процессом нарциссическим, в нем, в общем, неизбежает нарциссического расширения и основные процессы, которые связаны с осуществлением и реализацией награждения внутри учебного процесса, это, например, конфликты, которые связаны с неумеренными амбициями тренеров, для которых учебный процесс становится, ну, таким, своего рода нарциссическим расширением. То есть, как бы они готовы за полтора-два года изложить весь курс герместера, или, например, слишком рано браться за осуществление учебных, соответственно, программ, ну, так, чиняясь некоторым модулям, все ведут программы первой ступени, ну, и почему бы мне, соответственно, программу не вести, или там сосредотачиваться на исключительно введении специализации, доводя их до 500 часов длительности, ну, в общем, зачем игнорируя какое-то достаточно недоверие и труд взращивания молодых гештайтерапевтов и, в общем, приходя на вполне уже такое вспаханное поле и конкурируя, соответственно, ну, например, с базовыми курсами. Это может дальше приводить различные примеры, касающиеся различных конфликтов, связанных с учебным процессом, но пойдем дальше. Есть еще, например, терапевтический процесс. Он, естественно, накладывается на учебную деятельность, но, как вы понимаете, традиционно существуют, соответственно, иные стандарты, иные ценности, иные нормы. В рамках терапевтического процесса мы, скорее, поддерживаем клиента, поддерживаем терапевта, поддерживаем супервизора, соблюдаем принципы, соответственно, компетентности. Если посмотреть на природу терапевтического процесса, в котором мы находимся, то, понятное дело, этот процесс в своей сути является невротическим. В нем тоже есть, соответственно, немало конфликтов, например, характеризующих терапевтическую и супервизорскую, соответственно, деятельность, различные способы организации, например, терапевтического и, соответственно, учебного процесса. Так что здесь тоже есть немало противоречий, которые усугубляют, вполне могут приводить дальше, о чем я буду рассказывать, к кризисным состояниям. Ну и, наконец, достаточно серьезные конфликты существуют и внутри следующего процесса, который я, соответственно, назвал периганный процесс. Периганный процесс, в общем, это достаточно интересная вещь, потому что с точки зрения динамических концепций сообщества периганный процесс должен удовлетворять базовую потребность безопасности. На одной супервизорской группе коллега читай терапевт сказал так, что мой дом – это система моих отношений. И правда, в общем, для того, чтобы жить в сообществе, хорошо бы иметь вот эту самую, ну, в общем, некоторую базовую подкладку, некоторый базовый фундамент, на котором все бы остальные процессы, ну, я имею в виду учебный и терапевтический, в общем, достаточно продуктивно развивались. А, в общем, процесс формирования и развития периганных отношений, вот этот самый периганный процесс, он, соответственно, имеет, в общем, немало сложностей. И в состояниях кризиса вместо того, чтобы удовлетворять базовую потребность безопасности, мы сталкиваемся, к сожалению, с совершенно иным процессом, иной тенденцией, когда процесс периганный постепенно превращается в процесс наркотический. И вот это постепенное превращение, соответственно, процесса периганного в процесс наркотический, конечно, приводит к тому, что базовая безопасность сообщества, ну, прежде всего, психотерапевтического, достаточно серьезно нарушается. С чем связаны внутренние конфликты в этом периганном процессе? Они связаны с проблемой двойных отношений, в общем, сообществу хорошо известны, и с различными личными драмами психотерапевтов, и присутствие в сообществе различных поколений, ведь это же, соответственно, знаково, что один из первых воркшопов, воркшопов первый день моей конференции, на который я, в общем, хотел пойти, он, в общем, не состоялся. Я так подумал, хорошо, я ничего не вспомнил, может быть, про свою лекцию тоже, но воркшоп про зависть к старшим коллегам куда-то исчез. Так почему-то, в общем, про зависть к старшим коллегам так никто и рассказать не решился, а, в общем, было бы интересно, чего в этом смысле думают, скажем, следующее поколение психотерапевтов, потому что, если, в общем, про это не думают, то, в общем, в сообществе, дальше об этом скажу, в общем, возникает достаточно сложная проблема такого скрытого мятежа, связанного с ресентиментом, а определение где-то дальше, в общем, да, а тут,
Этот клиент мне что-то приносит, я буду работать, а этот клиент, соответственно, отстой полный. Ну тут только радиостами работают, в общем, вполне могут с чем-то подобным, что я описываю, вполне сталкиваться. А что стоит, например, различные вещи, связанные с тем, что есть злые люди в терапевтическом сообществе, которые, например, только и делают, что переманивают клиентов. Он же только и занимается тем, что переманивает, отманивает моих клиентов, и с ним, соответственно, невозможно строить никакие, в общем, коллегиальные отношения. И тогда возникают различные замкнутые тусовки, соответственно, сообщество не опирается на систему коллегиальных отношений, достаточно серьезно дробится. А сколько много времени некоторые тренеры уделяют вопросу, как одни тренеры у других переманивают клиентов. Или, например, в силу России в рамках вот этого же самого кампанейского процесса таких прекрасных людей, как, допустим, организаторы, это же чудесная плеяда, которая и так принадлежит, соответственно, сообществу. Люди, с одной стороны, очень нужны, но с точки зрения самой жизни психотерапевтического сообщества, в общем, совсем не важны. А в некоторых сообществах организаторы, в общем, являются людьми, которые, в общем, правят балл, которые определяют структуру учебного и даже терапевтического, соответственно, процесса в программах, с которыми, соответственно, находятся тренеры, которые ведут эти учебные программы, в достаточно серьезном, соответственно, конфликте. И вот эти три процесса, они, соответственно, приводят к тому, что, с одной стороны, в них существуют вот эти самые известные, описанные многие внутренние конфликты, с другой стороны, любое сообщество является частью более широкого сообщества, и жизнь его характеризует тоже хорошо известный дилемма. Но, с одной стороны, под влиянием некоторых центростремительных сил в социуме психотерапевтическое сообщество стремится с интеграцией с какой-то частью социума, и это проявляется в таком неизбежном процессе, который, в общем, социология называется институциализацией, сообщество приобретает некоторые, соответственно, формы. Ну и, например, застолье своего существования на Западе психоанализ вполне интегрировался с легитимным медицинским и страховым сообществом. А с другой стороны, психотерапевтическое сообщество, будучи по своей природе все-таки воле-любимым, состоящим из волековальнодумцев, скорее испытывает влияние центробежных влияний, и наоборот стремится уйти от давления официальных структур социума и стремится к некоторой внутренней солидарности и день интеграции, будучи вот таким, как говорил Данила, социальным проектом. И система вот этих двух процессов, они, в общем, в любом сообществе налицо. Но одну хорошо известно, что если человек, физическое тело, не важно, или какое-то сообщество находится на грани, соответственно, двух состояний, вот этих центролейдеров и центростремительных тенденций, то в нем, соответственно, неизбежно происходят изменения, которые уже относятся к разряду кризисных изменений. Когда вот эти две тенденции начинают давить, в сообществе, соответственно, возникает кризис. Или его как можно могут определить, оно определяется как, соответственно, маргинальное или анемическое состояние. Я считаю, что кризисом любого, для любого кризиса, ну, кстати, индивидуального, в общем, тоже, не только, в общем, социального, является состояние анемии. Анемия – это, в общем, греческого переводится как закон, предмет, ценность или структура. И вот анемия – это особое состояние, которое впервые описал французский социолог Эмиль Дюргей. Вот оно проявляется в таком состоянии поля, организм окружающий среда, которая характеризуется отсутствием или неустойчивостью норм, правил или каких-то традиций, что нарушает отношение, соответственно, между индивидом и профессиональным сообществом, приводит к тому, что индивид оказывается вне большого оксоциума в мире психотерапевтического сообщества или вступает с ним, соответственно, в конфронтацию. Анемия касается не только взаимодействия человека с психотерапевтическим сообществом, но и взаимодействия между различными сообществами. Ситуация окружающей среды быстро иногда катастрофически меняется, приспособиться к этим изменениям оказывается достаточно сложно, особенно если в мире возникают различные социальные какие-то кризисы, или больше в сообществах, а анемию как раз Эмиль Дюргей описывал на примере войны между Грузией и Францией в 70-е годы XIX века, где, правда, были достаточно серьезно нарушены системы социальных связей, и вот тогда человек, в общем, или сообщество оказывается на грани самоуничтожения в некотором пустом пространстве без всяких ориентиров в таком состоянии экстенциального вакуума, ну и, в общем, описал состояние анемии, Дюргей даже описал особый тип самоубийства, книжки его, самоубийство, описано так называемое анемическое самоубийство, когда человек кончается, соответственно, с собой, не имея возможности, соответственно, приспособиться к этим быстро меняющимся условиям окружающей среды, когда полностью исчезает базовый запас. И вот в психотерапевтическом сообществе анемический кризис, он возникает тогда, когда прежние нормы, к которым приспособилось большинство сообщества и привыкло исполнять, перестают действовать. А если нормы еще не созданы или, соответственно, не закрепить, анемическое состояние порождает определенную дезориентацию сознания, при котором нарушается чувство сплоченности, возникают панические настроения, которые нарушают чувство причастности, потребность принадлежности, возникает чувство одиночества и подавления. А еще, что очень важно, возникает такой общий этический релятивизм, чего хочу, то ворочу. Утрачивается коврин, возникает прекрасный феномен самозванства, и, в общем, как-то сообщество становится совсем плохо. Более того, может даже перестать ощущать существование других людей. И вот в этом самом анемическом кризисе, что очень важно, сознание психотерапевта, как говорил Буссерль, уTRAчивает такое важное свойство о создании, как горизонт. Любая давность, как говорил Буссерль, влечет за собой некоторый мировой горизонт, и только через этот горизонт осознается как принадлежащее миру. И вот этот горизонт, в общем, исчезает, и возникает хорошо известное суицидологам состояние туннельного сознания. И, находясь в анемии, каждый, соответственно, из представителей сообщества оказывается в пограничной ситуации, которая затрагивает не только профессиональные, но и, соответственно, личные отношения. Ну, общество обладает, в общем, достаточной системой саморегуляции, и вот, соответственно, описаны социологией некоторые стратегии того, как сообщество выходит из такого анемического кризиса. Последователи Эмиля Тердимма Роберт Мертон, он написал несколько способов адаптации к анемическому кризису. Ну, первый способ – это так называемая стратегия конформизма, когда я принимаю и разделяю цели и средства хитроопертического сообщества. Если большинство представителей хитроопертического сообщества разделяет его, соответственно, цели и средства, то это, в общем, является скорее индикатором благополучия сообщества. Оно поддерживает стабильность, поддерживает приемственность, естественную иерархию, и, в общем, в демократических условиях для интересов сообщества это наиболее ценная стратегия выхода из анемического кризиса. Ну, например, там, неплохо образованный молодой психотерапевт постепенно приобретает профессиональный престиж и поднимается в хитроопертическом сообществе вверх по его естественной иерархии. Это, в общем, является олицетворением такой стратегии конформизма, хотя мы, в общем, к культуре скорее к конформизму относимся, в общем, плохо. Ну, так, фильм даже такой, помните, Старый конформизм. Вот, а на самом деле конформизм, в общем, стратегия вполне неплоха. Но, в общем, все полярное, излишний конформизм, понятное дело, может создавать ситуацию застоя. Ну, слава богу, всего динамических процессов хитроопертического сообщества, она, в общем, длится неканадун. Следующая стратегия – стратегия инноватств или реформизма. Она характеризуется принятием целей сообщества и отклонением существующих средств. В сообществе может быть один какой-то инноватор или, например, команда инициативных инноваторов, которые ищут новые способы, как, в общем, в сообществе жить. И все было бы хорошо, если бы эти способы, ну, в общем, достаточно часто не становились нелегитимными.
Спасибо за внимание.Еженедельная психологическая онлайн-группа. Длительность встречи 1 час 30 минут. Открыта запись в группы: вторник 9:00, 16:00, 19:00; среда 15:00. Старт с сентября 2025
|
![]() |