Басов Дмитрий Александрович Психолог, Супервизор

Гештальт-лекторий

6. Сигрид Паппе. Лекция. 20-я конференция МГИ. Москва. 2011.
скачать mp3

О тексте

Данный текст является «сырой» транскрибированной версией данного аудио. Создан с использованием автоматизированных инструментов расшифровки, поэтому возможны неточности и ошибки. Текст предназначен исключительно для общего ознакомления с содержанием аудиозаписи и не заменяет оригинальное выступление. Обработанную с помощью ИИ лекцию вы можете прочитать по ссылке


6. Сигрид Паппе. Лекция. 20-я конференция МГИ. Москва. 2011.
So, dear colleagues and friends, я приветствую вас. Опять когда я сюда пришла, у меня уже началось. Прошу. Я хочу поблагодарить всех вас за возможность быть здесь с вами. Когда я пришла сюда, все началось в Москве, в группе практики. Больше 25 лет, когда я пришла сюда, я работала в группе практики. Я хочу также сказать, что я очень рада, что я здесь. И я хочу поблагодарить всех вас за возможность быть здесь с вами. Как вы знаете, я живу в Германии, и я работаю как клинический психолог в Германии. Я работаю как клинический психолог, а также с индивидуальными группами пациентов. В Германии психотерапия является частью социального здоровья, поэтому пациенты, которые приходят ко мне, не должны платить за психотерапию. И также я тренируюсь в двух институтах, где я учусь психодинамической терапией, а также в других институтах, где я учусь гештар-терапией. В моей работе как терапевт я пытаюсь интегрировать мой опыт в гештар-терапию с другими концепциями, например, психоаналитическим, а также с другими концепциями, например, с травмой. Сегодня я хотела бы поговорить о групповой терапии. Вы можете подумать, о чем она говорит, мы все время делаем групповой терапию в других институтах. В моем учебном учреждении, много лет назад, в Институте фокуса в Германии, в основном учебное учреждение проходило в виде индивидуальных сессий группы и группы. Так же, как вы помните, в то время, когда Ферич был психоаналитиком, прежде чем он стал отцом гештар-терапии. Но я думаю, что групповая терапия может быть больше, чем это, и поэтому я хочу подсказать вам, какие другие концепции, которые не связаны с психоаналитикой. Вот что я думаю о том, что групповая терапия может быть больше, чем работа перед группой, и я хочу сейчас поделиться своим личным взглядом, своим личным опытом о тех вещах, которые я для себя нахожу особенно полезными. Я думаю, что все понятия, которые рассмотрены, не должны быть связаны с группой. Или вы найдете другие вещи полезные, или это только моя идея. Но я хочу поговорить об этом. Я думаю, что вы знаете, что они не только полезны, но и используемы в небольшой практике. Поэтому, как я и пытаюсь делать, это интеграция моего опыты с группами. Но, во-первых, я хочу подсказать, что очень важная основа, на которой я работаю, это моя отношение, и это человеческая основа, на которой я работаю, что означает, что я основана на человеческих ценностях, как диалог, как уважение к другим людям, как свобода выбора, вера в человеческий потенциал, тело и душа, и так далее. Это то, что не в обществе. Я хочу сказать, что сейчас я буду работать на человеческие ценности, свободу выбора, ценность человеческой личности, свободу выбора, ценность человека, души и тела, и возможность его роста, и уважение к любой личности человека. Это такая гуманистическая основа, и она не будет сейчас на нашу задачу рассматриваться. Хорошо, так что, когда мы говорим о группах, мы должны сначала разобрать, какие группы мы работаем с. Например, мы работаем с группой психотерапии или с образовательным курсом, и группы одинаковые. Большинство моих сегодняшних сообщений касаются групп психотерапии, но в конце лекции я буду рассматривать метод, подходящий для всех видов групп. Поэтому важно определить, с какой родной группы мы работаем. Это будет чисто терапевтическая группа, или это будет группа внутри какого-то образовательного проекта. Сегодня я буду в основном говорить о терапевтических группах, но в конце скажу вещи, которые относятся к любому типу группы. Если мы работаем в учебном интернате с уже установленными правилами, или мы сами, как терапевты, можем определить правила игры. Если вы работаете в учебном интернате, это может быть очень интересно для вас, чтобы взять 10 минут и записать все учебные условия, которые определяют вашу работу, как кто платит за терапию, есть ли у вас выполняемое дело, когда вы на отдыхе, сколько вы получаете, например, от группных членов и так далее. Это практически полезно, потому что эти правила, которые мы сами устанавливаем, важнее ограничить для себя все те внешние правила, с которыми нас придется считаться, которые влияют. Кто оплачивает, какое задается, сколько участников в группе, кто задает режим, отпуск, насколько определено место, с которым будет проходить группа. То есть составить весь список вот этих влияний, правил, которые задаются не вами. Также мы должны спросить, планируем ли мы долгосрочную, короткую или, возможно, только выходную группу. И если вы работаете на коротком основании, вы должны быть уверены, что вы не решаете проблемы, которые могут быть решены в коротком времени. Также важно решить, если группа постоянна или если участники развиваются, как мы увидим позже. Некоторые группы стоят не так ясно, конечно, если группа не начинается и заканчивается вместе. Также важно понять, это гомогенная или гетерогенная группа. Это не значит, что это хорошо или плохо, но для разных вариантов. Важно, что в этой группе также присутствует некая степень схожести, то есть стараться не включать человека в группу единственного по какому-то параметру, то есть не включать одного мужчину в группу всех женщин, чтобы было хотя бы двое. Я могу представить, что вы работаете с группой 8-9 молодых девочек, возрасте 18-25 лет, с разными диагнозами и более или менее тяжелыми симптомами в амбулаторном центре. Так что они довольно хомогенные в возрасте и гене, но разные в природе их проблем. Эта группа существует с 2005 года, с изменениями участников. Когда-то кто-то уходит из группы, новое пациентное вступление. Как вы могли уже заметить, я считаю, что генеральный сет-ап группы, рабочие условия, это очень важная база для успешной терапевтической работы. Когда я впервые приехала в Москву, рабочие условия были очень проблемой. Я могу вам рассказать много смешных историй об этом. Плавающие учителя, работающие с кредитными, с минусами и так далее. Но я уверена, что это улучшилось очень сильно в последние годы. Но, во-первых, мы должны рассматривать, что происходит, прежде чем клиент входит в терапевтическую группу. Итак, давайте возьмем комнату, в которой вы работаете. Хорошо. Представьте, что если бы вы были пациентом в вашей собственной терапевтической группе, какое сообщение вы бы получили, когда вы впервые встали в терапевтическую группу? Возьмите немного времени, сейчас, закройте глаза, и подумайте о комнате, в которой вы работаете. И старайтесь учитывать, что эта комната рассказывает о вас и о вашей работе. Хорошо. Ну, может быть, вы пришли в приятную и дружелюбную атмосферу, и чувствовали себя очень хорошо в этой комнате. И это важно, я не хочу сказать, что у вас идеальная кондиция и замечательные, дорогие вещи, это не то, что я хочу сказать. Я хочу сказать, что важно понять, что под ней лежат сообщения, потому что в каждой комнате есть сообщение. Я пришла в комнату, в группу других людей, и там была мертвая планка в углу. В то время, что это за сообщение? Это не очень хорошая идея, если терапевт представляет мертвую планку. Я надеюсь, что это не идея, которую вы получили, когда вы закрыли глаза. Хорошо, следующий момент. Это не моя группа. Но давайте поговорим о выборе участников для групповой терапии. В очень часто практических причинах это может быть невозможно для вас выбрать групповые члены, независимо от большого количества людей. Но у вас, вероятно, будет возможность выбрать, которые пациенты вы не хотите включить в вашу группу. So I took this issue as some exclusion criterion. Maybe you can just tell me what was the first participant? Was the first participant? Симбино-депрессивные социальные клиенты, люди, которые не могут регулярно посещать группу, клиенты с социально-личностными расстройствами и тяжелые наркоманы. Если только это не та группа, которая специально для них создается. И люди, которые вам лично не нравятся, которым вам кажется, что группа не подходит. So, for example, a lady, I decided not to take in one patient with very limited intellectual capacities into a group of people with mainly very high intellectual capacities. Я хотела бы, чтобы этот человек чувствовал себя униженным. Some authors say that people who are afraid of groups shouldn't be taken into a group, but I think the contrary is true. Некоторые говорят, что не следует включать группу людей, которые очень боятся группы. Но я думаю как раз наоборот. In my group, for example, many young girls or young ladies who had a bad mobbing experience in the past and who were very reluctant to say, no, no, I don't want group therapy, I want individual therapy. But now they're very happy about the new experience. У меня были в группе участники, у которых в жизни был очень жесткий опыт в отделении травли, там в семье или в школе, и которые очень боялись группы и просили не надо меня включать в группу, давайте лучше индивидуальной терапией заниматься. Но спустя какое-то время они очень благодарны и довольны результатом. Okay, in any case, I would recommend you to have at least two individual pre-group interview sessions. Мне кажется, не нужно проводить как минимум две встречи перед началом группы с участниками. Это для работы терапевтической группы. Often I have had the experience that in the first interview session the people were saying, oh yeah, I come to the group, and then they come up with all kinds of anxieties, so it's good to have a second one. Участник из первой встречи, первого интервью, люди говорят, да, все в порядке, я все понял, на группу приду, но после этого у них очень высокий уровень тревоги, и поэтому я считаю полезным проводить еще вторую встречу. Okay, so here I brought for you what these pre-group interviews are good for. Весь этот список – это те вещи, которые важны на предгрупповой интервью с участниками. Это диагностики, возможные основания для исключения из группы. Предыдущий опыт клиента к участию в группе, страхи и ожидания от групповой терапии. Объясните, как работает групповая терапия и что может быть полезно для участников группы, какой опыт для них может быть полезен. Групповые соглашения или групповой контракт, что это такое, и принцип конфиденциальности. Это те вещи, которые проясняются на предгрупповых встречах. Especially this kind of a contract is quite important, and it has been proved that the group members' acceptance of the contract before entering the group is a very important chapter that contributes to the success. Особенно важен момент групповой контракта группы, очень важен, чтобы он был понятен и всем участникам, особенно заключен до того, как начнется групповая работа. So what should be specified inside the contract? Что особенно важно для группового контракта? Now of course the place, time and duration is just... Место времени определенных встреч. Then what do they have to pay, and the cancellation fee. That is something that therapists don't really fix, but it's quite important, because otherwise there will be a lot of conflicts that arise. Если не договариваться о плате, о плате пропусков часто ведущие недостаточно внимательны к этому аспекту, и тогда это порождает массу конфликтов. For example, in my group the people have to pay a cancellation fee even if they are sick. I mean, because I have to do the group, if only some people come. Например, в моей группе люди оплачивают пропуск в случае, если они болеют, потому что я в любом случае провожу группу, сколько бы людей не пришло. But they can always talk to me if there is a financial problem, so I have strong rules, but I have a good heart. Но они всегда могут обратиться ко мне, если у них возникают какие-то финансовые проблемы, потому что у меня жесткие правила на доброй сердце. So if people pay for themselves, I ask for a monthly flat rate to pay, then the problem with the cancellation doesn't arise. Если люди платят за себя сами, тогда я прошу, чтобы они платили уже месячные, не каждую неделю, тогда это снимает вопрос о пропуске. Also in this contract you write down how important it is to attend regularly, to be punctual, and to call me every time people cannot come. Because if you don't know who's showing up in the group, it gives a feeling of insecurity. Также важен момент регулярного присутствия и пунктуальности. Мы записываем, что важно присутствовать и звонить мне каждый раз, если кто-то не может прийти, потому что если не известно, какие люди будут присутствовать на группе, это создает небезопасность. It also talks about the relationship of group members outside the group. In psychoanalytical groups, people are often forbidden to have outside relationships, but I don't have this kind of relationship. Также важен вопрос групп контакта людей за пределами группы. В психоаналитических группах настаивают, чтобы у людей не было никаких отношений за пределами группы. Я на этом не настаиваю. But I ask the members to tell the group about their outside relationships among each other. Я прошу людей рассказывать на группе о своих отношениях, контактах за пределами группы. Because otherwise it can be like an outflow of energy if you are talking about everything important outside. Потому что иначе это будет тратить энергии и люди будут обсуждать важные вещи за пределами группы. Of course, I also talk about the importance of confidentiality, because in times of Facebook and reality shows and TV and so on, confidentiality is very vital and must be taken very seriously by everyone. И очень много, очень важно, я считаю, говорить об опыте конфиденциальности, потому что в нашу эпоху фейсбука, различных реалити-шоу, телевидения, вопрос конфиденциальности должен быть рассмотрен очень серьезно, потому что это жизненная необходимая вещь для группы. And also I tell them what to do in an emergency, because in a group it can happen that someone is in a bad shape and you don't get the point. So we have to have a rule that people can contact me and sometimes I do extra sessions in an individual manner in between. И также важен момент о таких острых ситуациях, которые могут складываться, когда кто-то не может справиться с помощью человека, поэтому можно связаться со мной, иногда мы проводим индивидуальные сессии между группами. To make sure that everyone is taking this really seriously, you should prepare a paper and have the client sign it, because at the end you can always say, well, look at this, you know, you read it and you sign it, just to say it's very important. Для того, чтобы люди действительно отнеслись к этому серьезно, полезно стоит написать это на бумаге и попросить участников подписать это, потому что когда люди прочитывают и подписывают какие-то документы, они становятся более серьезны относиться к своим решениям. Of course, you must adapt the rules a little bit to the cultural background, for example the question of punctuality and so on. То правила могут быть адаптированы к тем или иным культурным условиям. Also I want to tell a little story here. It was one of the weekends of our first gestalt training here in Moscow. Это был наш первый семинар по обучающей группе гестальтерапии. Когда мы с моим другом и коллегой Ричард Шлейя были очень озадачены, беспокоены пунктуальностью участников группы, потому что все приходили поздно. Но когда мы поднимали этот вопрос к группе, каждый раз звучали очень основательные и серьезные причины, потому что никто не мог прийти вовремя. So what should we do? Instead of getting angry, we try to approach this interesting thing from a different angle. Мы решили посмотреть на этот вопрос с другого угла. So one day we told the group that tomorrow the two of us, the trainers, would be there at 10 o'clock. Мы сказали, что на следующий день мы будем на месте ровно в 10 часов. And we asked each group member to state precisely at what time he or she decided to be there next morning. И мы просили каждого члена группы точно сказать время, в которое они собираются прийти на следующий день. So everybody named their personal arrival time. И угадай, какое время не было названо ни с кем. So in the morning everyone arrived laughingly precisely at their own time. И на следующий день каждый пришел примерно в то самое время, которое он же назвал. And we had a good start to discuss the underlying topic of conflict between the free will and the obligation to obey all kinds of official rules. И мы смогли эту группу серьезно обсудить эту важную тему о правилах и свободной воле, и возможности принимать решения или подчиняться чужим правилам. Okay, so after that session it was not such a big problem anymore. Ну после этого занятия уже таких проблем не начало группы. Okay, now we have talked about what Но это будет очень интересно, вот эта мысль о том, на какой стадии развития сейчас моя группа. Например, в группе постоянно были члены, которые проводили дискуссию о том, почему мы должны платить за трансляцию, если мы действительно больны. И в какой-то момент в моей психотерапевтической группе в середине двух возник очень серьезный сговор в суждении того, почему мы должны оплачивать отсутствие, даже в том случае, если мы реально попали. Конечно, это был какой-то вызов мне как терапевту и как тому, кто определяет правила группы. И, конечно, в этой группе были люди, у которых были серьезные причины, у которых был молодец. И в конце мы пришли к компромиссу. Мы договорились, что в течение года каждый участник может пропустить два занятия, не оплачивая. И в группе было важно, чтобы участники группы учились, что с одной стороны правила группы очень ясные и четкие, но с другой стороны они подвижные. И, кстати, это был очень полезный опыт, потому что у меня был он в своей семье. Здесь я хочу еще немножко сказать о этапе завершения, потому что группа должна иметь хорошее разрешение. У многих людей есть проблемы с сепарацией, с влиянием этого момента завершения, к которому надо относиться серьезно. Поэтому в моей группе у нас есть специальный ритуал для тех, кто завершает группу. И на последней группе тот человек, который капитально группу получает, что называется прощальный пирог. Он делается в бумаге, и это такой пирог, который разрезается на такое количество секторов, сколько людей в группе. И каждый член группы, в том числе и ведущий, украшивает этот кусочек, для того, чтобы какое-то послание передать участнику. А потом мы все собираем эти кусочки вместе, так что у нас получается один такой пирог. И, соответственно, человек может принести этот пирог домой, как своего рода переходный объект и память о группе. И это был человек, который говорил, что даже долгое время спустя после окончания группы они хранят где-то у себя в комнате этот рисунок. И, конечно, каждый ведущий группы знает, что все эти стадии не так уж четко проходят в группе, не так уж ясно относятся, отделяются одна от другой. И, соответственно, вы можете обнаружить такие циклы развития. Поэтому я хочу перейти к теме, что же является таким лечебным моментом в группе. Один из терапевтов, которые провели много исследований и писали много и художественных, и научных книг на эту тему, это Иоанн Граун. Вы, наверное, вы знакомы с этим терапевтическим фактором, который написан в своей работе. Я думаю, что это будет слишком глубокое каждое из этих факторов, которые вы видите здесь. Надо переварить. Привязанность, универсальный альтруизм, вселение надежды, развитие информации, возможность для обучения, катарсис, развитие социальных навыков, существительные факторы, построение близости, поведение близости, самопонимание и исправление различных дефектов, которые происходят из семьи. Но, конечно, я хочу обратить внимание на три из этих факторов. Первый из них – это привязанность, то есть близкое внимание к психических отношениям. Это самое важное основание для дальнейшего развития терапии. И если в группе возникает угроза привязанности, в связи с тем, что кто-то собирается уйти, или возник какой-то очень сильный конфликт между членами группы, то это то, на что можно в первую очередь обращать внимание. Второе, где я хочу обратить внимание, называется «экзистенциальными факторами». Для меня это очень важный, когда в группе происходит разговор о каких-то глубоких экзистенциальных вещах, о таких, как смерть или переживание зависимости, одиночества. Для участников группы очень важно то, что они говорят это не одному человеку, как бывает в индивидуальной сетке, а то, что это затрагивает многих людей, присутствующих именно там. Я хочу немного обратить внимание на последний фактор – это коррективная капутилизация семьи, о которой вы видите. Это означает, что группа позволяет воспроизвести и переделать все неэффективные способы поведения, которые человек усваивает и обсинтирует. Это очень близко к аналитическому концепту переноса, но тогда будет происходить благодаря фильмовому переносу, а не к родительскому переносу. В большинстве случаев терапевтические эффекты отличаются от отношений между участниками группы. Это приводит нас к вопросу о роли терапевта в группе. Я думаю, что здесь нет никакого хорошего или плохого способа, но нам приходится выбирать эту роль исходя из того, с какими пациентами мы работаем и исходя из наших собственных особенностей и качеств. В Австрии есть психотерапевт, который пригласил позиции для ведущего группы. Кто-то уже знаком с ним? Кто-то слышал про этого психолога? Окей, Сахар. Я думаю, что это хороший модель, потому что очень легко его держать в голове. Он описывает четыре главных позиций, которые могут быть в группе. Первая называется альфа-позиция, это лидер. Это тот, кто реализует активность группы, кто задает направление. И послание от него звучит как «да». Это не обязательно официальный лидер группы. Вторая позиция — это бета-позиция. Это позиция эксперта. Его позиция — это то, что вот это так, а вот это вот так. На одной стороне, на другой стороне. Третья — это гамма-позиция. Гамма-позиция — это последователи альфа. Его позиция — это то, что вот это так, а вот это вот так. Это наименее сильная позиция. Участники группы, находящиеся в гамма-позиции, как правило, влияют на позицию альфа, но в каких-то состояниях это может измениться. Омега-позиция — это позиция отрушения, и его послание — это нет. В группе, в которой мы участвуем, мы часто отказываемся, противостоим. Это очень важно, прислушиваться к скрытому посланию, который транслирует Омега. Потому что, с точки зрения психоаналитической, Омега транслирует переживания группы, которые транслируются со стороны участников группы на Омегу. Он символизирует самую негативную часть группы. И в очень частый случай, когда такой человек выбрасывается из группы, другой занимает его место и становится Омегой. Поэтому, опять же, я хочу спросить еще 2 секунды, чтобы подумать о вашей собственной группе как лидера группы. Какую роль вы выбрали? Вы выбрали роль Альфа? Я надеюсь, что нет, роль Омега. Какую роль вы выбрали в вашей группе? Поэтому, я бы хотел посмотреть, какую роль вы выбираете в вашей группе как руководитель. Альфа-позицию, я надеюсь, что не Омега. В каких-то ситуациях, конечно, ведущий группы занимает Альфа-позицию, как, например, в обучающей группе. Но эта позиция не всегда лучшая для терапевта. Потому что он зависит от лояльности и верности людей типа Гамма. В связи с Шиндлером, наиболее выгодной позицией для терапевта является позиция эксперта. Кроме того, я работаю с множеством других средств социального метрика психодрамы, с которыми вы можете познакомиться в работах Марины. Например, то, что я очень часто использую, это разделенные социальные драмы. Когда люди занимают разные места в комнате, исходя из каких предметов. Перейдем сейчас на последнюю часть моей речи. В моей работе с группой мне все время задаю решать, какое родоинтервенция будет оптимальна для данного момента группы. Когда речь идет о проблемах одного человека, если это конфликт между членами группы, или если есть какая-то общая тема. Я думаю, что в терапевтической группе очень важны переплетения. Поэтому я стараюсь помнить о том, что проблема одного человека может иметь послание для всей группы. И эта проблема, которая пришла извне группы, как, например, мне все коллеги ненавидят, может иметь какое-то отношение к происходящему группе. Преимущество терапевтической роли, которая не всегда в полном активности, это что у вас есть лучшее шанс слушать свое собственное контрапрацепцию. Волн подоплачиваю. И преимущество это, что вы как раз находитесь внутри каких-то отношений, все время отлучаясь от слов, чтобы вы можете лучше прислушиваться к своим контр-трансферентным переживаниям. Так что, ваши собственные эмоциональные и телесные отклики на происходящие в группе, на ваши индивидуальные реакции на трансферентные процессы со стороны одного участника или всей группы. Чтобы сохранить баланс между всеми этими разными движениями и аспектами группы, я хочу вам показать последний модель. Это модель Рут Холм, которая называется ТСИ, Team Focused Interaction. Рут Холм была немецко-еврейской психоаналитикой, которая вынуждена была уйти из Германии в Швейцарию, а потом в Штаты. Она также была учительницей. В Соединенных Штатах она связалась с Джейкобом Морейно и также с Фридс Перлсом. Эта модель в основном используется в обучающих группах, в тим-группах и в группах фокусирования. Но, на мой взгляд, она может быть полезна и в психотерапевтическом контексте. Здесь есть четыре элемента. Это я, как отдельный человек, мы, как группа, он, как тема или задача или цель группы, и мир, как окружающее поле для группы. Отношения между этими четырьмя элементами показаны на этой схеме. Это треугольник внутри круга. Для меня это очень помогает удерживать баланс между этими разными движениями группы. Когда чувствую, что как-то равновесие нарушается, баланс теряется, это помогает мне понять, какой из этих элементов сейчас отсутствует. Там гораздо больше всего интересного в этой теории, чем я могу сейчас рассказать про эту модель. На мой взгляд, это очень интересно будет прочитать. Я хочу назвать два очень важных правила. Первое, что вы своим собственным председателем. Это означает, что полностью пройдите ответственность за свои действия и за себя. И второе, что подслепки, нарушения, они всегда выходят на первый план. Я хочу дать простой пример. В прошлой неделе одна женщина в моей группе была немного неуверенна, и я спросила, что происходит. Она сказала, что хочет идти в туалет, но не хочет спросить. Конечно, это беспокоило ее. Самое простое, что я мог сказать, что сейчас ты можешь идти. После этого у нас получился интересный разговор о том, почему ты так не серьезно относишься к нашим интересным сигналам, беспокойствам, потому что, конечно, это было некоторое напряжение и дистанция. Чтобы резюмировать все, что я сказала, мы поговорили о разных моделях, разных особенностях ведения групп. И о важности условий терапии, о возможных стадиях группы и терапевтических факторах. О позиции в группе и о моделях баланса и динамики в группе. И о том, что можность фокусироваться на разных вещах делает групповую терапию очень волнующим и интересным приключением. Но она также может быть и озадачивающей. И когда я тоже буду замечательно себя приносить в группу, мне вспоминаются слова одного моего учителя в школе терапии. И когда я говорю, что хорошая терапия заключается не в том, что ты никогда не попадаешь в нелоговое положение, а в том, что ты все равно можешь найти выход оттуда. Я надеюсь, что некоторые из тех моделей, которые помогают мне найти выход из сложной ситуации, в отдельном групповой терапии будут полезны для вас. Спасибо за ваше внимание.
Еженедельная психологическая онлайн-группа. Длительность встречи 1 час 30 минут. Открыта запись в группы: вторник 9:00, 16:00, 19:00; среда 15:00. Старт с сентября 2025